В старой крепостнической России, когда крестьянство было превращено в бесправных рабов и страдало от жестокой власти помещиков, ему негде было найти утешения. Церковь всегда была на стороне более сильного и призывала к покорности, обещая за это счастье в загробной жизни. У русских крестьян, как и на Западе, сложилось суеверное представление об окружающем мире, в котором смешивались, переплетались и дополняли друг друга языческие и христианские верования. Домовые, кикиморы, русалки, лешие, водяные, полевики и банники близко стояли к человеку, принимали в нем участие и жили с ним одной жизнью.
Все непонятные явления и неожиданные несчастья — падеж скота, неурожаи, засухи, пожары, голод — объяснялись действием этих сверхъестественных существ, иными словами — «нечистой силой», которая при случае, однако, могла и помочь человеку, если ее вовремя задобрить. Естественно, например, что все помыслы и хлопоты мельника были сосредоточены на плотине, которую могло размыть и прорвать. Но это происходило только по воле водяного. Поэтому мельники старались его задобрить, бросая в воду соль с хлебными крошками.
Пережитком языческого жертвоприношения можно считать и сохранившийся еще в XIX веке русский обычай «угощения водяного», особенно распространенный по Оке и по Волге.
Водяного задабривали для того, чтобы он стерег рыбу в реке, переманивал ее из других рек, не рвал сетей, не опрокидывал рыбацких лодок, спасал утопающих и обеспечивал хороший улов. Угощение состояло в том, что купленную у цыган старую и негодную лошадь топили посреди реки.
Натерев голову лошади медом и солью, как в языческом жертвоприношении, и украсив алыми лентами, лошадь вывозили на середину реки в лодке и сбрасывали в воду.
По суеверным представлениям русских крестьян, в каждом доме обязательно жил «домовой».
Если скотина хирела, отбиваясь от корма, а коровы переставали давать молоко, хозяин принимал всякие меры, чтобы ублажить и задобрить «нечистую силу». Если это не помогало, то запугать и отогнать ее.
Во всех случаях предохранения и запугивания главную роль играла соль.
Ее насыпали под печку и сыпали во все четыре угла, при постройке соль клали на матицу (балка, которая держит потолок), соленой водой обмывали притолки и пороги дверей и солью посыпали работу.
Кикимора жила под избой, и в лунные ночи ее видели сидящей за прялкой. Она все рвала и путала, и после нее работа не ладилась. Больше всего кикимора любила сидеть справа от входа, у печки, куда сметают сор. В ночь под «рождество» она особенно любила проказить и часто путала пряжу.
Щепотка соли, брошенная на прялку, спасала работу от проказ кикиморы.
Большую роль играла соль как магическое средство в разных обрядах.
Особенное значение придавалось соли во время свадьбы и при рождении ребенка, так как эти важные события считались суеверными людьми самыми благоприятными моментами для вмешательства «нечистой силы».
В бывшей Костромской губернии жених с невестой за столом, по обряду, пересылали друг другу солонку с солью, на счастье.
Родители при встрече молодых после церкви кидали им в лицо горсть соли.
Повсеместно в России на свадебный хлеб ставилась солонка с солью.
Дальнейшее значение соли в свадебных обрядах было неразрывно связано с хлебом.
У многих восточных и западных народов надолго сохранился обычай «солить» новорожденных, в предохранение от злых духов, которыми олицетворялись болезни, бессонница и даже капризы детей.
Греки, грузины, армяне, татары, курды натирали новорожденных мелко толченной солью и насыпали ее даже в уши, «чтоб хорошо слышал», и в глаза, «чтоб глаза были ясные». После этого ребенка заворачивали в тряпки и держали в соли несколько часов, не обращая внимания на его крики.
Этот мучительный обряд считался необходимым для будущего благополучия ребенка, так как соль была символом чистоты, здоровья, изобилия и вечности.
Во Франции «соление» детей практиковалось еще в XVIII веке. Известно, что на новорожденного виконта Де-Буаза потратили 12 фунтов соли. Ребенок пролежал в соли целые сутки, и после этого у него слезла вся кожа, но зато «он был очень здоров всю жизнь», как говорил один из его современников.
В России с 1818 г. по 1881 г. существовал налог на соль. После его отмены стоимость соли в течение нескольких лет снизиласть втрое, а потребление увеличилось в несколько раз