Много различных племен в течение тысячелетий с юга, востока, запада и севера, из далеких стран, из-за «зелено-зеленого» моря вливались в долину Нила. Чужие племена приходили и селились в Египте и через несколько поколений становились египтянами. Потухала в них жажда кочевья, страсть к завоеваниям, и бледнели в их памяти старые боги.
Был только один народ, который не хотел покинуть пастушеский образ жизни, не хотел слиться с египтянами и заняться, подобно им, земледелием и ремеслами. Это был древний народ израильский, религиозным и политическим вождем которого в то время был Моисей.
В библейских описаниях религиозных культов и правил жизни бросается в глаза, какое большое значение имела соль как символ верности, носитель святости и магически очищающее средство.
Соль получила символический смысл союза между богом и народом подобно тому, как общая трапеза, приправленная солью, знаменовала союз и договор верности между людьми. Если человек ел с кем-нибудь соль, которая считалась главнейшим источником жизни, то есть делил с другим самое необходимое, то этим он связывал себя с ним навеки. Соль, как предохранитель мяса и других продуктов от порчи, стала символом постоянства и верности. Поэтому у древних евреев самые священные и нерушимые обязательства назывались «заветом соли».
Совершенно естественно, что всякие правила и законы не рождались внезапно и что новые законы почти всегда опирались на существующий обычай или на общественное мнение, которое постепенно подготовляло для них почву в народном сознании.
Заключение договора, скрепленного солью, между богом и людьми являлось, таким образом, узаконением общепринятого древнейшего обычая.
У всех восточных народов при заключении союза и мира употребление соли получило символическое значение. Сосуд с солью ставился между заключающими договор, и каждый участник съедал из него несколько крупинок. Чтобы доказать свою верность царю, люди ели соль в его присутствии.
Постепенно «договор соли» стал укоренившимся в жизни обычаем. Считалось, что, если один человек ел соль в доме другого, все равно в каком виде — будь то в хлебе или в мясе, — он делался его другом и кровным братом на всю жизнь, вступал с ним в священный договор, нарушить который считалось святотатством.
Арабская пословица «Твой хлеб без соли» обозначает измену человека, который пользовался гостеприимством, ел в чужом доме соль и потом предал или обманул хозяина. В любой восточной стране, если один человек задумал зло против другого, он никогда ничего не ел в его доме, чтобы невольно не заключить с ним «договора соли».
Эта тема часто встречается в восточных сказках, с которыми перекликается и персидская легенда «О молодом воре, ставшем царем».
Основатель династии Саффаридов Якуб-ибн-Лейс в молодости был очень бедным человеком, а сокровищница саманидского царя славилась в то время своим богатством. Якуб решил ее ограбить и сделал подкоп в подземелье. Когда он проник в сокровищницу, его ослепило то, что он там увидал. Лихорадочно стал хватать Якуб все, что попадало под руку, и складывать в припасенный мешок. Наполнив его, Якуб попытался взвалить мешок на спину. И вдруг уколол палец ноги обо что-то острое.
Вглядевшись, он увидал на полу прозрачный кристалл, слабо мерцавший полированной гранью. Думая, что это алмаз, Якуб с жадностью схватил его и попробовал крепость камня зубами. Он ощутил во рту соленый вкус и понял, что это не алмаз, а кристалл каменной соли.
Тогда, не раздумывая, Якуб высыпал из мешка все награбленное и с пустыми руками быстро вышел из подземелья.
Царь был удивлен таким необыкновенным поступком. Царские глашатаи пошли по улицам города с барабанами и трещотками, созывая народ и громко возвещая волю царя: «Пусть придет тот, кто посетил царские сокровища и ничего не взял! Пусть он не боится царского гнева и расскажет, что побудило его к этому!»
Якуб пришел во дворец. Он правдиво рассказал царю, что делал подкоп с целью ограбления сокровищницы, но, наколов ногу о кристалл соли и попробовав крепость кристалла зубами, он случайно съел соль в доме царя, после чего уже не мог стать предателем соли.
Царь был удивлен, что встретил в молодом человеке такое уважение народного обычая. Он не только простил Якуба, но наградил его и приблизил к себе, дав службу во дворце. Царь был уверен, что теперь Якуб будет ему предан всю жизнь.
Так иногда случайно съеденная соль могла изменить судьбу человека.
Искусство солить мясо и рыбу было известно с самых древних времен. По словам Геродота, оно было сильно распространено в Египте, где были организованы специальные рыбосолельни. Кроме того, египтяне солили перепелок, уток и другую мелкую птицу