В Китае налог на соль был введен в VII веке до нашей эры. Несмотря на постоянное недовольство народа, он не отменялся и просуществовал до XX века.
Темная, загрязненная морская соль всегда ценилась в Китае дороже каменной соли и дороже белой, очищенной соли, потому что считалась крепче. В VIII веке нашей эры правительство старалось развить солевую промышленность. С этой целью был издан указ, что все, кто в данное время находятся без работы и определенных занятий, должны привлекаться к соляному делу и делаться солеварами, которых называли «тин-ху»- Они должны работать в солеварнях, содержащихся на правительственный счет, и впредь освобождаться от всех других повинностей. Солеварни в Китае были очень примитивны. Достаточно сказать, что крепость рассола в котлах пробовали, кидая в них разной величины камешки.
При перевозке соли в глубь страны взимались разные налоги, поэтому чем дальше везли соль от места ее добычи, тем она делалась дороже, и в наиболее отдаленных округах цена на соль была чрезвычайно высока для бедной части населения.
Правительство продавало казённую соль по твердой цене, которую нельзя было повысить, даже если место продажи очень далеко отстояло от места добычи. Эта соль называлась «солью по никогда не меняющимся ценам». Но ее было мало и потребностей населения удовлетворить она не могла.
Крестьяне в средневековом Китае были настолько задавлены налогами, всякими поборами и повинностями, что вели самый жалкий образ жизни. Крестьянские земельные наделы систематически захватывались крупными землевладельцами, чиновниками, ростовщиками. Частый голод и эпидемии уносили сотни тысяч крестьянских жизней.
В конце концов бедственное положение крестьян и поголовное возмущение соляным налогом привело к восстанию, во главе которого встал мелкий торговец солью Хуан-Чао. Это крестьянское восстание продолжалось девять лет. Армия восставших насчитывала 250—300 тысяч человек. Восстание началось на севере, в Шандуне и Хэбее, затем захватило центральный Китай и провинцию Хэнань. На седьмом году восстания Хуан-Чао провозгласил себя «крестьянским императором» и заявил, что ничего не хочет, как только облагодетельствовать простой народ. Первое, что он сделал, — была отмена налога на соль.
Император Танской династии с помощью варварских орд победил армию Хуан-Чао, подавил восстание, и Хуан-Чао был убит одним из своих приближенных. Но крестьянское движение разорило многих феодалов и сокрушило мощь династии, опиравшейся на феодальную знать. На севере создалось новое большое государство, столицей которого стал город Анцзин (впоследствии Пекин или Бейпин), славившийся своими солевыми промыслами. Новая династия Сун вновь объединила Китай, и положение крестьян снова стало угрожающим.
В X веке соль продавалась по всей стране в виде шариков — «цан-янь» или в натуральном виде — «лю-янь». За контрабанду солью, как и в древности, была объявлена смертная казнь. Налог на темную морскую соль был выше, чем на белую и каменную. Выплачивался налог деньгами и натурой — кружками соли, против чего население всегда протестовало, так как соли не хватало.
Чтоб прекратить контрабанду солью, в 954 году был учрежден специальный округ, в который вошло десять городов. В этом округе казенная соль стала продаваться в виде кубиков. Всякая другая соль была запрещена и считалась контрабандной. Соль кубиками также считалась контрабандой в других округах.
Позднее государство получало налоги только с половины земель, так как большая часть земли была захвачена привилегированными чиновниками-феодалами, освобожденными от налогов. Но крестьяне, кроме налогов, еще были вынуждены платить огромные проценты за долги ростовщикам. Голодовки и эпидемии приводили к вымиранию целых деревень и районов. Грозила новая крестьянская война. Чтоб ее предотвратить, были проведены реформы и сделаны попытки снизить налоги и уменьшить повинности. Но налог на соль, который приносил правительству больше всего дохода, был сохранен.
На протяжении всей истории Китая население периодически протестовало против налогов на соль, и в результате возмущений система сбора делалась постепенно все сложнее и таинственнее. Право сбора отдавалось на откуп отдельным семьям, которые передавали его подрядчику. Это право переходило в семье по наследству. Чтоб не возбуждать недовольства, налог на соль стали собирать под разными названиями. Он назывался то «благотворительным», то «оздоровительным». В одной только провинции Хубэй существовали до конца прошлого столетия сорок два различных вида налога на соль.
В провинции Шаньдунь правительство отдавало на откуп право добычи и производства соли шести местным фирмам. В Маньчжурии всякий, кто обладал достаточными средствами, мог приобрести участок для устройства соляного бассейна и торговать солью, уплатив налог. В провинции Сычуань соль облагалась, кроме регулярного соляного налога, еще налогом на колодцы, на свидетельства по доставке, на досмотр у застав и на содержание администрации. В XIX веке Китай подразделялся на 13 соляных округов, причем соль запрещалось перевозить из одного округа в другой.
В начале XX столетия количество добавочных налогов на соль еще увеличилось. Накануне первой китайской революции, пошатнувшей, но еще не уничтожившей феодальный строй, правители Китая с цинизмом придумывали новые предлоги для ограбления народа. Правительство разъясняло, что «добавочные налоги на соль были увеличены, дабы спасти страну от могущих разразиться бедствий. Налоги эти необходимы для закупки съестных припасов и выдачи содержания войскам, для обучения солдат, речной обороны Янцзы-цзяня, морской береговой обороны, покрытия нового вознаграждения, покрытия недочетов с опиумного сбора, для постройки военных судов и для сооружения железных дорог в Хунани, Хэнани, Чжили».
Так невозмутимо откровенно было записано в документе, выпущенном Главным соляным управлением в Пекине в 1911 году. Население рассматривало этот налог как «бремя неравно всеми несомое», и только теперь Китай сбросил его, когда в далекое прошлое уже отошли времена правления богдыханов.
В Индии выражение «я ем его соль» означает, что «он меня содержит и я ему обязан»