Много различных племен в течение тысячелетий с юга, востока, запада и севера, из далеких стран, из-за «зелено-зеленого» моря вливались в долину Нила. Чужие племена приходили и селились в Египте и через несколько поколений становились египтянами. Потухала в них жажда кочевья, страсть к завоеваниям, и бледнели в их памяти старые боги.
Был только один народ, который не хотел покинуть пастушеский образ жизни, не хотел слиться с египтянами и заняться, подобно им, земледелием и ремеслами. Это был древний народ израильский, религиозным и политическим вождем которого в то время был Моисей.
В библейских описаниях религиозных культов и правил жизни бросается в глаза, какое большое значение имела соль как символ верности, носитель святости и магически очищающее средство.
Соль получила символический смысл союза между богом и народом подобно тому, как общая трапеза, приправленная солью, знаменовала союз и договор верности между людьми. Если человек ел с кем-нибудь соль, которая считалась главнейшим источником жизни, то есть делил с другим самое необходимое, то этим он связывал себя с ним навеки. Соль, как предохранитель мяса и других продуктов от порчи, стала символом постоянства и верности. Поэтому у древних евреев самые священные и нерушимые обязательства назывались «заветом соли».
Совершенно естественно, что всякие правила и законы не рождались внезапно и что новые законы почти всегда опирались на существующий обычай или на общественное мнение, которое постепенно подготовляло для них почву в народном сознании.
Заключение договора, скрепленного солью, между богом и людьми являлось, таким образом, узаконением общепринятого древнейшего обычая.
У всех восточных народов при заключении союза и мира употребление соли получило символическое значение. Сосуд с солью ставился между заключающими договор, и каждый участник съедал из него несколько крупинок. Чтобы доказать свою верность царю, люди ели соль в его присутствии.
Постепенно «договор соли» стал укоренившимся в жизни обычаем. Считалось, что, если один человек ел соль в доме другого, все равно в каком виде — будь то в хлебе или в мясе, — он делался его другом и кровным братом на всю жизнь, вступал с ним в священный договор, нарушить который считалось святотатством.
Арабская пословица «Твой хлеб без соли» обозначает измену человека, который пользовался гостеприимством, ел в чужом доме соль и потом предал или обманул хозяина. В любой восточной стране, если один человек задумал зло против другого, он никогда ничего не ел в его доме, чтобы невольно не заключить с ним «договора соли».
Эта тема часто встречается в восточных сказках, с которыми перекликается и персидская легенда «О молодом воре, ставшем царем».
Основатель династии Саффаридов Якуб-ибн-Лейс в молодости был очень бедным человеком, а сокровищница саманидского царя славилась в то время своим богатством. Якуб решил ее ограбить и сделал подкоп в подземелье. Когда он проник в сокровищницу, его ослепило то, что он там увидал. Лихорадочно стал хватать Якуб все, что попадало под руку, и складывать в припасенный мешок. Наполнив его, Якуб попытался взвалить мешок на спину. И вдруг уколол палец ноги обо что-то острое.
Вглядевшись, он увидал на полу прозрачный кристалл, слабо мерцавший полированной гранью. Думая, что это алмаз, Якуб с жадностью схватил его и попробовал крепость камня зубами. Он ощутил во рту соленый вкус и понял, что это не алмаз, а кристалл каменной соли.
Тогда, не раздумывая, Якуб высыпал из мешка все награбленное и с пустыми руками быстро вышел из подземелья.
Царь был удивлен таким необыкновенным поступком. Царские глашатаи пошли по улицам города с барабанами и трещотками, созывая народ и громко возвещая волю царя: «Пусть придет тот, кто посетил царские сокровища и ничего не взял! Пусть он не боится царского гнева и расскажет, что побудило его к этому!»
Якуб пришел во дворец. Он правдиво рассказал царю, что делал подкоп с целью ограбления сокровищницы, но, наколов ногу о кристалл соли и попробовав крепость кристалла зубами, он случайно съел соль в доме царя, после чего уже не мог стать предателем соли.
Царь был удивлен, что встретил в молодом человеке такое уважение народного обычая. Он не только простил Якуба, но наградил его и приблизил к себе, дав службу во дворце. Царь был уверен, что теперь Якуб будет ему предан всю жизнь.
Так иногда случайно съеденная соль могла изменить судьбу человека.
Если из живой лягушки выпустить всю кровь, она «умрет», — перестанет двигаться, прекратится дыхание и остановится сердце. Но если её кровеносные сосуды наполнить физиологическим раствором, состоящим главным образом из раствора поваренной соли в воде, «мертвец» оживет. Мускулы будут реагировать на раздражение, сердце начнет биться, восстановится дыхание