В X веке Киевская Русь объединила все восточнославянские племена и была одним из самых крупных и сильных государств в Европе.
Иноземные купцы, посещавшие Киев, называли его соперником Царьграда. В нем сосредоточилась вся культурная, политическая и экономическая жизнь страны. Это был очаг просвещения и письменности и крупнейший центр мировой торговли.
Киев торговал не только с Византией, но и с городами Центральной и Западной Европы; Прагой, Краковом, Регенсбургом и другими. Великое Киевское государство держало в своих руках главные торговые пути, соединявшие Запад с Востоком.
Иностранные посольства приезжали ко двору великого князя, и купцы с Запада, Востока, Юга и Севера везли свои товары на киевское торжище. В шумном и пестром городе можно было слышать языки многих народов; недаром князь Всеволод — сын Ярослава — знал пять иностранных языков.
Соль ввозилась в Киев из Прикарпатья, и из летописей известно, что ввоз ее достигал немалых размеров. Например, в 1164 году был сильный разлив воды после продолжительных дождей. Вода вышла из берегов Днестра, и во время наводнения потонуло более трехсот человек, шедших с солью из города Удеча. А триста человек — это большой торговый караван!
Недостаток соли в древней Руси был настоящим бедствием. Когда не привозили соль из Прикарпатья, люди слабели и, по словам летописи, «были в великой печали», не могли ни работать, ни есть.
Когда в XIII веке князь Владимирский взял в жены дочь князя Галицкого, владимирцы встретили невесту своего князя с большой радостью. Ведь в приданое княжне Коломыйские солеварни дали целые обозы соли. Народ сразу ожил, а то и работать никто не мог и хлеб без соли в рот не шел. Купцы и прасолы только того и ждали: пока соли не было, они просили за мешок столько, сколько по найму человек вместе с женой зарабатывал в течение целого лета.
Женитьба князя избавляла народ от самого страшного голода — солевого.
Торговля солью была очень выгодна, и в ней принимали участие даже владетельные князья. Киевский великий князь Святополк Изяславович не только торговал, но и спекулировал солью. В 1097 году, чтобы повысить цену на соль и на этом нажиться, он не пропустил обозов с солью в Киев из Галича и Перемышля. Святополк уже был известен населению своим сребролюбием, жадностью и связью с ростовщиками. Долгожданные обозы не пришли, и соли в Киеве не стало. Народ измучился вконец, и в городе как будто все вымерло. Не было сил работать, не шел в горло кусок. На торговой площади не было ни шума, ни гомона, пустовали лавки с товарами. Нигде нельзя было достать щепотки соли, а купцы ее попрятали по лавкам и не продавали — ждали, пока народ совсем изведется, чтобы потом продать соль подороже.
И вдруг прослышали люди, что у монахов в Киево-Печерском монастыре кладовые полны соли. Кинулись туда. Купцы испугались и пошли к великому князю. Тогда Святополк велел начать продажу соли, увеличив цену в пять раз, с тем чтобы купцы поделили с ним барыши.
Узнав об этом, монах Прохор, проживавший в монастыре, пожалел народ, открыл кладовые и стал раздавать монастырскую соль даром. Торговцы прибежали на княжий двор жаловаться на Прохора. Чтобы угодить торговым людям, с которыми он был заодно, Святополк приказал своим дружинникам схватить Прохора и сослать его в город Щуров.
Народ заволновался; кто посмелее, стал угрожать княжеской семье, боярам и княжеским слугам. Слухи об этом дошли до князя Владимира в Переяславль. Владимир решил образумить Святополка; киевский князь испугался вмешательства сильного князя Владимира и вернул Прохора в монастырь. Народ успокоился, а Святополк отнял монастырскую соль, распродал ее через верных людей и «сильно обогатился».
Уже в X веке русские заключали торговые договоры с греками. Русские купцы из Новгорода и Киева плыли на своих ладьях до Царьграда, где на шумном базаре шла торговля оружием, зерном, тканями, рабами, вином, пряностями, солью.
И в Крыму, главным образом в древнем городе Суроже (ныне Судак), сходились купцы из разных стран. Русские торговые люди выменивали на свои товары соль, ткани и оружие. За воз соли они давали по две холстины определенной длины. Так как купцы говорили на разных языках, то при торговых сделках не разговаривали, но, по выражению летописи, «помовали руками».
Далеко заезжали русские купцы. Они бывали и в Балтийском море и в Средиземном, в западных и восточных странах.
С XI века на севере Руси процветал и богател «Господин великий Новгород». Он так же, как Киев, стоял на торговом пути «из Варяг в Греки», и сюда также съезжались торговые люди со всей Руси и иноземные «гости» (так в древности называли купцов) — арабские, немецкие, шведские.
Начиная с XI века, Новгород развивал торговлю со Скандинавией и позднее — Ганзейским союзом торговых городов. Иноземные купцы приплывали в Новгород на своих кораблях с севера и с запада. Новгородские же торговые люди доплывали до Царьграда, а на западе были частыми гостями в Риге, Любеке, Данциге. На острове Готланде они имели свой гостиный двор. Двигаясь на север, достигали берегов Студеного моря (Северного Ледовитого океана), а на северо-востоке проникали за Урал.
Торговля хлебом и солью в Новгороде была на первом месте. Псков получал соль и хлеб только от новгородцев. Новгород снабжал солью и Тверь.
Соль новгородцы привозили с берегов Белого моря, а также добывали ее из соляных источников в Старой Руссе и в ряде других мест.
Добычей соли на Беломорье занимались русские уже в X веке. Этой соли «морянки» требовалось много, так как она шла на соление рыбы. Беломорские купцы ездили с солью не только по Двине до Устюга, но торговали ею и в Вологде, и в Костроме, откуда она развозилась еще дальше.
Новгородцы обменивали беломорскую соль на свои железные изделия. Потом привозили с севера соль вместе с морской птицей и моржовым салом в Новгород.
В XV веке большое значение приобрела старорусская соль, которую вываривали из соляных рассолов новгородцы-прасолы, постоянно проживавшие в Старой Руссе.
Много барыша приносили новгородцам также соляные промыслы Соловецкого и Николо-Карельского монастырей. Соловецкий монастырь был основан в начале XV века. На севере, в краю, где «были леса черные, болота, мхи и чащи непроходимые», возникали монастыри с обширным хозяйством. Князья охотно отдавали монастырям северные земли для заселения. А Соловецкому монастырю на городском вече в Новгороде (в 1459 году) были пожалованы острова на Белом море «с покосами, лесами, топями», с правом на рыбные промысла и на солеварение.
Соловецкий монастырь быстро разбогател. Монахи усиленно варили из морской воды соль. В житии «святого» игумена Зосимы говорится о хозяйственной деятельности этого монастыря: «и дров множество секущи готовлях, и воду от моря черпляху, и тако соль варяху, приготовляху и даяху торжникам [торговцам] на куплю».
Хотя в России и добывалась соль, она долгое время признавалась товаром негодным к вывозу за границу. Вследствие несовершенных способов добывания и выварки, у нее был горько-соленый вкус, и не удивительно, что, во времена торговли Новгорода с Ганзою, соль шла к нам из Любека, Данцига и других мест. В летописи от 1400 года сохранилась жалоба новгородцев, что немцы привозят к ним соль неподходящего качества и веса. Только в XVII веке шведский посол Кильбургер нашел, что русская соль не уступает по своим качествам иностранной и вполне пригодна к вывозу «за рубеж». Но, когда вывоз русской соли за границу усилился, московское правительство было принуждено его ограничить и даже запретить, так как в стране соли не хватало.
Отсутствие дорог затрудняло перевоз соли. Проезжие сухопутные дороги были коротки и имели лишь местное значение. Зимой санному пути мешали глубокие снега. В них увязали и люди и лошади Летом обозам преграждали путь размывы, болота и реки. Мостов почти не было, а если они и были, то их легко сносило в весеннее половодье.
Поэтому соль, как и другие товары, там, где были реки, перевозили речным путем. От реки до реки ладьи и товары перетаскивали волоком с помощью катков. Иногда к ладьям приделывали колеса.
Все это еще больше замедляло перевоз товаров. Известно, что речной путь от Киева до Царьграда занимал от 35 до 40 дней. От Новгорода до Рима путешествие продолжалось больше полугода. Из Москвы до Азова можно было доехать в 45 дней. Из Дании до Новгорода корабли с солью шли целый месяц, а от Волина до устья Одера они шли 43 дня и то при попутном ветре.
Если из живой лягушки выпустить всю кровь, она «умрет», — перестанет двигаться, прекратится дыхание и остановится сердце. Но если её кровеносные сосуды наполнить физиологическим раствором, состоящим главным образом из раствора поваренной соли в воде, «мертвец» оживет. Мускулы будут реагировать на раздражение, сердце начнет биться, восстановится дыхание